Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

 

 

 

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник, включающий материалы курса экспериментальной психологии. Книга состоит из 12 глав, эпилога и нескольких полезных приложений. От других книг подобного рода это издание выгодно отличает ряд особенностей, связанных с организацией и подачей материала, облегчающих студентам изучение данной дисциплины. Каждая глава открывается кратким обзором и постановкой учебных задач и завершается обобщением важной информации, проверочными заданиями и упражнениями. Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.

 

 

 

Содержание:

 

 

Предисловие

Философия книги

Организация материала

Изменения в третьем издании

Педагогические цели

Благодарности

 

Глава 1. Научное мышление в психологии

Обзор задач главы

Зачем нужен этот курс?

Способы познания

Упорство

Авторитет

Рассуждение и логика

Опыт

Способы познания и наука

Особенности научного мышления в психологии

Детерминизм

Объективность

Информационный подход

Эмпирические вопросы

Психологическая наука и псевдонаука

Как распознать псевдонауку?

Задачи исследований в психологии

Описание поведения

Прогнозирование поведения

Объяснение поведения

Управление поведением

Страсть к исследованию (часть 1)

Элеанор Гибсон

Б. Ф. Скиннер

Резюме

Зачем нужен этот курс?

Пути познания

Особенности научного типа мышления в психологии

Психологическая наука и псевдонаука

Задачи психологии

Страсть к исследованию

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 1.1. Эмпирические вопросы

Упражнение 1.2. Критическое обдумывание поговорок

Упражнение 1.3. Формирование строгих убеждений

Упражнение 1.4. Графология

 

Глава 2. Этика психологических исследований

Обзор задач главы

Разработка этического кодекса APA

Этические принципы исследований с участием людей

Планирование исследований

Проверка добровольности участия испытуемых

Правильное обращение с испытуемыми

Этические основы исследований с участием животных

Вопрос о правах животных

Использование животных в психологических исследованиях

Кодекс APA для исследований с использованием животных

Научное мошенничество

Фальсификация данных

Резюме

Разработка этического кодекса АРА

Этические основы исследований с участием людей

Этические основы исследований с использованием животных

Научное мошенничество

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 2.1. Научное мышление и мистификация

Упражнение 2.2. Обнаружение этических проблем

Упражнение 2.3. Изучение подчинения авторитету

Упражнение 2.4. Стремление избежать плагиата

 

Глава 3. Разработка идей для психологических исследований

Обзор задач главы

Виды психологических исследований

Фундаментальные и прикладные исследования

Условия проведения: лабораторные и полевые исследования

Количественные и качественные исследования

Постановка эмпирических вопросов

Операциональные определения

Разработка исследования на основе целенаправленного и случайного наблюдения поведения

Разработка исследований на основе теорий

Определение теории

Взаимосвязь теории и фактов

Отличительные черты хороших теорий

Разработка исследований на основе других исследований

Исследовательские группы и вопрос «что дальше?»

Повторение и дополнение

Креативное мышление в науке

Обзор литературы

Поиск в компьютерных базах данных

Резюме

Разновидности психологических исследований

Постановка эмпирических вопросов

Разработка исследований на основе наблюдения

Разработка исследований на основе теорий

Разработка исследований на основе других исследований

Креативное мышление в науке

Обзор литературы

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 3.1. Что дальше?

Упражнение 3.2. Выработка операциональных определений

Упражнение 3.3. Искажение по подтверждению

Упражнение 3.4. Поиск в базе данных PsycINFO

 

Глава 4. Измерения, выборка и обработка данных

Обзор задач главы

Что измерять: разнообразие поведенческих актов

Разработка измерений на основе конструктов

Оценочные измерения

Надежность

Валидность

Надежность и валидность

Виды шкал измерений

Номинальная шкала

Порядковая шкала

Интервальная шкала

Шкала отношений

«Кого» измерять: выборки

Вероятностная выборка

Простая выборка

Статистический анализ

Описательная статистика и статистика вывода

Проверка гипотезы

Резюме

Что измерять: разнообразие поведенческих актов

Оценочные измерения

Виды шкал измерений

«Кого» измерять: выборки

Статистический анализ

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 4.1. Выборки

Упражнение 4.2. Шкалы измерений

Упражнение 4.3. H0, H1, ошибки 1-го и 2-го рода

Упражнение 4.4. Описательная статистика

Упражнение 4.5. Статистика вывода

 

Глава 5. Введение в экспериментальные исследования

Обзор задач главы

Основные черты экспериментальных исследований

Способы задания независимых переменных

Контроль за внешними переменными

Измерение зависимых переменных

Управляемые и субъективные переменные

Как делать выводы, если используются субъективные переменные?

Валидность экспериментальных исследований

Валидность статистических выводов

Конструктная валидность

Внешняя валидность

Внутренняя валидность

Угроза для внутренней валидности

Предварительное и заключительное тестирование

Проблемы, связанные с участниками

Резюме

Основные черты экспериментальных исследований

Управляемые и субъективные переменные

Валидность экспериментальных исследований

Угроза для внутренней валидности

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 5.1. Выявление переменных

Упражнение 5.2. Обнаружение осложнителя (осложнителей)

Упражнение 5.3. Операциональные определения

 

Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях

Обзор задач главы

Межсубъектные планы

Проблема создания эквивалентных групп

Случайное распределение

Уравнивание

Внутрисубъектные планы

Проблема контроля за эффектом последовательности

Однократное исследование при каждом наборе условий

Многократное исследование при каждом наборе условий

Проблемы процедуры позиционного уравнивания

Проблемы контроля в исследованиях по психологии развития

Проблемы искажения

Искажение, вызываемое экспериментатором

Искажение, вносимое испытуемыми

Резюме

Межсубъектные планы

Проблема создания эквивалентных групп

Внутрисубъектные планы

Проблема контроля за эффектом последовательности

Проблемы контроля в исследованиях развития

Проблемы искажения

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 6.1. Межсубъектные или внутрисубъектные планы?

Упражнение 6.2. Построение правильного латинского квадрата

Упражнение 6.3. Использование блоковой рандомизации

Упражнение 6.4. Случайное распределение и сравнивание

 

Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы

Обзор задач главы

Один фактор — два уровня

Межсубъектные однофакторные планы

Внутрисубъектные однофакторные планы

Анализ однофакторных двухуровневых планов

Планы с контрольными группами

Контрольные группы плацебо

Контрольные группы листа ожидания

Эквивалентные контрольные группы

Один фактор — более двух уровней

Межсубъектные многоуровневые планы

Внутрисубъектные многоуровневые планы

Представление данных

Анализ однофакторного многоуровневого плана

Резюме

Один фактор — два уровня

Планы с контрольными группами

Один фактор — более двух уровней

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 7.1. Определения вида экспериментального плана

Упражнение 7.2. Результаты

 

Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы

Обзор задач главы

Основы факторных планов

Обозначение факторных планов

Результаты: основной эффект и взаимодействие

Основной эффект

Сочетание основного эффекта и взаимодействия

Виды факторных планов

Смешанные факторные планы

Факторные планы с субъективными и управляемыми переменными: планы Р x Е

Набор участников для факторных исследований

Анализ факторных планов

Резюме

Основы факторных планов

Результаты: основной эффект и взаимодействие

Виды факторных планов

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 8.1 Определения вида экспериментального плана

Упражнение 8.2 Основные эффекты и взаимодействия

Упражнение 8.3 Оценка количества участников

 

Глава 9. Корреляционные исследования

Обзор задач главы

Две психологические дисциплины

Корреляция и регрессия: основы

Положительная и отрицательная корреляция

График рассеяния

Коэффициент детерминации — r2

Регрессионный анализ: построение предположений

Интерпретация корреляций

Корреляция и причинно-следственная связь

Использование корреляций

Необходимость корреляционных исследований

Разновидности корреляционных исследований

Многомерный анализ

Множественная регрессия

Факторный анализ

Резюме

Две психологические дисциплины

Корреляция и регрессия — основы

Интерпретация корреляций

Использование корреляций

Многомерный анализ

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 9.1. Интерпретация корреляций

Упражнение 9.2. График рассеяния, вычисление пирсонова r и регрессия

Упражнение 9.3. Интерпретация графиков рассеяния

 

Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования

Обзор задач главы

За пределами лаборатории

Прикладная психология в историческом контексте

Проблемы прикладных исследований

Квазиэкспериментальные планы

Планы с неэквивалентными контрольными группами

Планы с прерванной временн€ой последовательностью

Оценка программ

Планирование программ — анализ потребности

Наблюдение за программами — предварительная оценка

Оценка результатов — суммарная оценка

Оценка стоимости: анализ затрат и эффективности

Примечание по качественному анализу

Резюме

За пределами лаборатории

Квазиэкспериментальные планы

Оценка программ

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 10.1. Обнаружение факторов, угрожающих внутренней валидности

Упражнение 10.2 Интерпретирование исследований с неэквивалентными контрольными группами

Упражнение 10.3. Интерпретирование исследований с временн€ыми последовательностями

Упражнение 10.3 Планирование оценки необходимости

 

Глава 11. Планы с малым N

Обзор задач главы

Первые исследования по психологии и малое N

Причины использования планов с малым N

Дезориентирующие результаты обобщения данных

Практические проблемы планов с большим N

Экспериментальный анализ поведения

Оперантное обусловливание

Прикладной анализ поведения

Планы с малым N в прикладном анализе поведения

Структура планов с одним субъектом

Планы с отменой

Планы с несколькими базовыми уровнями

Планы с изменяющимся критерием

Другие планы

Оценка планов с одним субъектом

Психофизика

Пороги

Методы психофизики

Психофизика и малое N

Резюме

Первые исследования по психологии и малое N

Причины использования планов с малым N

Планы с малым N в прикладном анализе поведения

Психофизика

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 11.1. Разработка программ саморазвития

Упражнение 11.2. Гипотетические результаты прикладного анализа поведения

Упражнение 11.3. Графическое изображение результатов прикладного анализа поведения

 

Глава 12. Описательные методы исследований

Обзор задач главы

Наблюдение

Виды наблюдений

Оценка наблюдений

Опрос

Виды опросов

Оценка опросов

Исследование конкретных примеров

Оценка исследования конкретных примеров

Архивное исследование

Виды архивных исследований

Оценка архивных исследований

Резюме

Наблюдение

Опрос

Исследование конкретных примеров

Архивное исследование

Задания для повторения

Выбор ответа

Короткие эссе

Упражнения

Упражнение 12.1 Усовершенствование опросников

Упражнение 12.2 Построение определений поведенческих актов для исследований, проводимых с использованием метода наблюдения

Упражнение 12.3. Выбор описательного метода

 

Эпилог

Что я узнал о методах исследований

Страсть к психологическим исследованиям (часть 2)

Элиот Аронсон

Элизабет Лофтус

 

Приложение A. Представление результатов психологических исследований

Отчеты об исследованиях, подход APA

Основные принципы

Стиль письма

Устранение искажений речи

Академическая честность

Разное

Основные разделы лабораторного отчета

Титульный лист

Обзор

Введение

Метод

Результаты

Обсуждение

Список литературы

Устные доклады и стенды

Советы по проведению докладов

Советы по оформлению стендов

 

Приложение B. Разработка опросов для исследований по психологии

Опрос — общее руководство по планированию

Построение опросов

Отношение

Знания и память

Демографическая информация

Советы

 

Приложение С. Использование статистических методов

Разумное применение статистических методов

Оценка взаимосвязей

Пример 1. Пирсоново r

Пример 2. Регрессионный анализ

Оценка различий

Пример 3. Степень согласия c2

Пример 4. c2 — два набора значений

Пример 5. Проверка по критерию Стьюдента — независимые группы

Пример 6. Проверка по критерию Стьюдента — зависимые группы

 

Приложение D. Статистические таблицы

 

Приложение E. Ответы к заданиям для повторения

Глава 1. Научное мышление в психологии

Глава 2. Этика психологических исследований

Глава 3. Разработка идей для психологических исследований

Глава 4. Измерения, выборки и обработка данных

Глава 5. Введение в экспериментальные исследования

Глава 6. Проблемы контроля в экспериментальных исследованиях

Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы

Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы

Глава 9. Корреляционные исследования

Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования

Глава 11. Планы с малым N

 

Глоссарий

 

Литература

 

Алфавитный указатель

 

 

 

 

 

На главную / К списку книг

 

Hosted by uCoz