Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 428 с.

 

 

 

Учебное пособие, написанное в соответствии с требованиями Госстандарта по курсу философии и методологии науки, заполняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. В нем воссоздается философский образ современной науки и методологии, мировоззренческие итоги ее развития, проблематика оригинальных текстов современных эпистемологов от конвенциализма А. Пуанкаре, Венского кружка М. Шлика, личностного знания М. Полани до эволюционной эпистемологии Ст. Тулмина, парадигмальной модели Т. Куна, научно-исследовательской программы И. Лакатоса, тематического анализа Дж. Холтона и анархического плюрализма П. Фейерабенда. Обсуждается тематика из фондов отечественной философии науки, представленная именами А. Чижевского, К. Циолковского, В. Вернадского, Л. Гумилева и др. Предложен новый взгляд на феномен пассионарности, виртуалистики, клонирования.

Рассчитано на широкую аудиторию студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

Раздел 1. В чем специфика эпистемологии, гносеологии, методологии и философии науки?

Тема 1. Эпистемология как «департамент мысли»

Предметная сфера эпистемологии. — Круг проблем современных эпистемологических исследований. — Поворот эпистемологической проблематики. — Установка на «особый эпистемологический статус» научного знания. — Виды эпистемологии XX в. — Соотношение гносеологии, эпистемологии и методологии.

Тема 2. Предметная сфера философии науки

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. — Соотношение философии науки, науковедения и наукометрии. — Проблема роста научного знания — центральная проблема философии науки. — Типология представлений о природе философии науки. — «Смерть» традиционной философии науки.

Тема 3. О современной методологии

Многоуровневая концепция методологического знания. — Концептуализация современной методологии. — Понятия: «куматоид», «case studies», «абдукция». — Методологический постулат «против подмены методов». — Методологические новации. — Методология — философия научного метода. — Основная классификация методов научного познания. — Понятие «методологическая культура». — Методологические барьеры. — Экспликация теоретического и эмпирического.

Тема 4. Размышления о соотношении философии и науки

Объектность науки и универсальность философии. — В чем специфика понятийного аппарата философии?— Можно ли философию определять словом «наука»? — В чем состоит статус научности? — Обладает ли философия, как и наука, практической значимостью? — О перспективах взаимоотношений философии и науки.

Тема 5. Сциентизм и антисциентизм

Специфика Сциентизма и антисциентизма. — Аргументы сциентистов и антисциентистов. — Ориентации Сциентизма и антисциентизма. — Ограничение идеи гносеологической исключительности науки. — Дилемма Сциентизм — антисциентизм как проблема социального выбора. — Пафос предостережений против науки. — Русская философия о недостатках науки. — О феминистской критике науки.

 

Раздел 2. Философский образ науки

Тема 6. Проблема исторического возраста науки

Версия 1. Феномен античной науки. — Первые древнегреческие натурфилософы. — Версия 2. Цивилизация Древнего Египта — колыбель многообразных областей человеческого знания. — Версия 3. Возникновение науки в контексте поздней средневековой культуры. — Версия 4. Рождение науки Нового времени. — Соединение эксперимента с математикой. — Версия 5. От преднауки к науке.

Тема 7. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание

Специфические формы знания. — Ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, паранаучное — формы вне-научного знания. — Обыденное, игровое, личностное знание и его особенности. — Народная наука как этнонаука. — Характеристики девиантного и анормального знания. — Знание и вера. — Соотношение знания и веры в пределах гносеологии и за ее пределами. — Вера как основа саморегуляции человека. — «Верующий разум» русских философов.

Тема 8. Наука как социокультурный феномен

Наука как форма деятельности, система знаний и социальный институт. — Социальные функции науки. — Наука в контексте экономических, социально-психологических, идеологических, социально-организационных отношений. — «Нейтральность» науки и «социальный заказ». — Наука в традиционных и техногенных обществах. — Микроконтекст и макроконтекст науки. — Классификация функций науки.

Тема 9. Философский портрет ученого. Научная элита и интеллектуалы

Что есть современный ученый? Пол Фейерабенд об Имре Лакатосе. — Амбивалентность ценностно-нормативной сферы ученого. — Дж. Холтон о мотивах, движущих учеными. — Труд ученого и проблема достижения консенсуса. — Научная элита и интеллектуалы.

 

Раздел 3. Структура и динамика научного знания

Тема 10. Наука как специализированная форма познания

Многообразие научных дисциплин и их основания.— Динамические и статистические закономерности. — Понятие объективности. — Критерии научности. — Объем логического критерия научности. — Объем логического критерия научности и понятие когерентности. — Уязвимость процедуры объяснения. — Расчленяющее (аналитическое) и обобщающее (синтетическое) знание. — Гносеологическая цепочка: вопрос — проблема — гипотеза — теория — концепция. — Что есть истина? — Анализ технических наук как особое направление философии науки. — Изобретение и усовершенствование.

Тема 11. Классификация наук

Основания бэконовской классификации наук. — Качественно различающиеся «ступени организованности» природы. — Классификации Сен-Симона и Конта. — Отделение наук о духе и наук о природе. — Дисциплины номотетические и идеографические. — Принципы классификации наук Ф. Энгельса. — Современная наука и проблема классификации.

Тема 12. Научная картина мира и ее эволюция

Структура научной картины мира. — Центральное ядро, фундаментальные допущения и основные функции научной картины мира. — Эволюция научной картины мира. — Классическая, неклассическая и постнеклассическая картина мира. — Неопределенность как атрибутивная характеристика бытия. — Синергетика — теория самоорганизации. — Порядок и хаос. — Релятивистская концепция Вселенной.

Тема 13. Является ли научная рациональность синонимом методологии науки?

Европейская цивилизация — рациональная цивилизация. Различные модели рациональности. — Неклассический и постнеклассический образ рациональности. — Безбрежность «новой» рациональности. — «Открытая» и «закрытая» рациональность. — Чем ограничена рациональность? — Рациональность е структуре сознания. — Функции рациональности.

Тема 14. Всегда ли миф — антагонист истины?

Миф как начальная форма мышления. — Проблема «начала всех начал». — Версии космогонических мифов. — Пересечение научной истины и мифа. — Отголоски мифологического миросозерцания. — Проблема ремифологизации (возрождения мифологии). — Функции мифотворчества.

 

Раздел 4. Приглашение к переосмыслению соотношения науки и эзотеризма

Тема 15. Изменившийся статус эзотерических знаний

Ограничение идеи гносеологической исключительности науки. — Анормальное знание. — «Звезды не лгут». — Статус эзотерических знаний. — Соотношение эзотеризма и науки. — Экзотерическое и эзотерическое. — Противостояние спиритизма и оккультизма. — «Научный оккультизм». — Плюралистичность эзотеризма. — С точки зрения «понятийного» и «потаенного». — Основания сближения науки и эзотеризма. — Параллели между научным и девиантным знанием.

Тема 16. Исторический анализ взаимосвязи науки и оккультизма

«Непризнанные» науки. — Герметизм — древнейшая область эзотерических знаний. — Посвящение как ступень приобщения к тайному знанию. — Пифагор и Пифагорейский союз. — Техника концентрации. — О точности халдейской системы.

Тема 17. Наука как «натуральная магия» в средневековье и возрождении

«Натуральная магия», — Гносис и осмысление «Логоса дароносного». — Понятие «божественной интеллигенции». — Профанная и естественная магия. —Два значения магии. — Ученые-«маги»: Альберт Великий, Роджер Бэкон, Оккам. — «Philosophia occulta» Агриппы. — Парацельс и рациональный смысл магии у Пико дела Мирандолы. — Астроном и астролог И. Кеплер. — Инквизиция.

Тема 18. Ученый герметизм

Герметическая философия как собрание теософско-оккультных текстов II—III вв. — «Популярный» и «ученый» герметизм. — Космогоническая картина и ступени эманации верховного ума — логоса. — Многомерный мир герметизма. Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализма, подобия, вибрации, полярности, ритма, причины и следствий, пола. — Семь уровней бытия человека. — Кибалион о достижении высшего знания. — Аксиомы герметизма. — Оккультизм как оглашенное тайноведение. — Соотношение оккультизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мистики.

Тема 19. Феномен энергии в оценках эзотериков и ученых

Представления об энергии. — Кристаллизация понятия «энергии». — Энергетизм и критика концепции тепловой смерти Вселенной. — Современная типология видов энергии. Что такое энергия? Ответ Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображение. — Энергия как план астральности. — Проблема обращения с высшей энергией. — Энергия и проблема зла.

Тема 20. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?

Концепция универсальной космической голограммы. — Кибернетика — область науки об управлении машин и живых существ. — Информационная Вселенная — разумная Вселенная. — Понятие информации. — Типы энергоинформационных взаимодействий. — Торсионные поля. — Три класса информационных взаимодействий: Человек — Земля — Космос. — Аттрактор в синергетике, эгрегор в эзотерике. — Возможность виртуального будущего.

Тема 21. Размышления о науке будущего. Диалог эзотериков и ученых

Станет ли ненаука наукой? Опыт отечественных исследований. — Представление о квантовом единстве мира. — Как объяснить аномальные явления?— Проблема корреляции будущего и что есть интуиция?— Предсказание в науке и эзотерике. — Парадоксальная родственность принципов науки и эзотеризма. — Антропоцентризм и дезантропоцентризм как ориентации философии, науки и эзотеризма. — Экология человека. — Самореализация и глубокое сознание цели. — Медитация как средство очищения сознания. — Сфера расширения способностей. — Бесконечность и проблема преодоления смерти. — Сходство квантовой физики и философии мистицизма.

 

Раздел 5. Мир эпистемологов

Тема 22. Возникновение философии науки как направления современной философии

Философия науки как направление современной философии. Кумулятивная и антикумулятивная модели развития науки. — Общие программные требования позитивизма. — Дж. Милль, О. Конт, Г. Спенсер — имена, стоящие у истоков философии науки. Дж. Милль — «все знание из опыта». — Концепция «позитивной (положительной) науки» О. Конта. Пять значений позитивного. — Закон трех стадий. — Классификация наук. — Конт о любви и об основании человеческой мудрости. — Идеи нарастающей структурности в концепции Г. Спенсера. — Закон непрерывного перераспределения материи и движения. — Феноменологическое истолкование науки. — О взаимосуществовании религии и науки. — Значение интеллектуальных инноваций первого позитивизма.

Тема 23. Конвенциализм А. Пуанкаре — второй этап развития философии науки

Содержательные основоположения науки — главный предмет размышлений второго этапа философии науки. Анри Пуанкаре — основоположник концепции конвенциализма. — Научные основания конвенциализма. — Сведение объективности к общезначимости. — Антропологизм конвенциализма. — Переосмысление понятия «закон». — Признание интуиции в качестве важнейшего инструмента научного открытия. — О неустранимости конвенциальных элементов из корпуса науки. — Тезис о несоизмеримости теорий.

Тема 24. Психофизика Маха

Психофизика Маха. — Природа ощущений. — Познание как процесс прогрессивной адаптации к среде. — Источники возникновения проблемы и роль гипотезы. — Структура исследовательского процесса. — Принцип экономии мышления. — Описание как единственная функция науки. — Дюэм о двух традициях в эпистемологии.

Тема 25. Венский кружок. Анализ языка науки. Третий этап эволюции философии науки

Язык как нейтральное средство познания. — «Лингвистический поворот» как методологическая программа Венского кружка. — Позиция М. Шпика. — Представители Венского кружка (Шпик, Непрат, Гедель, Фейкл, Рейхенбах, Франк, Айер, Нагель, Карнап). — Модель роста научного знания Р. Карнапа. — Протокольные предложения как исходный пункт научного исследования и их особенности. — Замена феноменальной трактовки протокольных предложений «вещной». — Р. Карнап о работе философа науки. — Г. Рейхенбах, О. Нейрат — активные участники Венского кружка.

Тема 26. «Дилемма теоретика» К. Гемпеля и «теорема о неполноте» К. Геделя

Гемпель и его «Дилемма теоретика». — Анализ процедуры объяснения. — Элементы научного объяснения, — Причинные и вероятностные объяснения. — Экспланандум и эксплананс. — Оправдание телеологических объяснений и понятие эмерджентности. — Теорема о неполноте К. Геделя. Комментарии С. Клини, О. Нагеля, Г. Брутяна.

Тема 27. Язык как знаковая реальность

Синхронные и диахронные способы передачи опыта. Коммуникация и трансляция. — Язык как знаковая реальность. — Мир языка. — Объект-язык и субъект-язык. — Язык науки. — Проблема классификации языков научной теории. — Знак и значение. — Взаимосвязь языка и мышления. — Гипотеза именного происхождения языка. — Бытие языка. — М. Бахтин о специфике предложений и высказываний.

Тема 28. Что такое критицизм? Что такое рационализм? » Карл Поппер

Критический рационализм. — Проблема демаркации (разделения) науки. — Альтернатива верификации — фальсификация. — Принцип фаппибилизма. — Критицизм в общем смысле. — Рациональность как характеристика критицизма. — Взаимосвязь эпистемологии и социальной философии. — Оценка фаппибилизма Лакатосом. — Ограничения рациональности. — Поппер о трех мирах. — Автономия эпистемологии.

Тема 29. Релятивность норм познавательной деятельности. Майкл Полани

Концепция личностного знания М. Полани. — Преодоление ложного идеала деперсонифицированного научного знания. — Антропологические ориентации эпистемологии. — Периферийное (неявное) знание. — Три области соотношения мышления и речи. — Область «невыразимого» и область «затрудненного понимания». — Инструментальный характер «знания как».

Тема 30. Эволюционная эпистемология и эволюционная программа Стивена Тулмина

Два значения эволюционной эпистемологии. — О различии эволюционной теории познания (ЭТП) и эволюционной теории науки (ЭТН). — «Биоэпистемология» Конрада Лоренца. — Жан Пиаже и теория генетической эпистемологии. — Герхард Фоллмер о постулатах «гипотетического реализма». — Эволюционная программа Стивена Тулмина. — Об авторитете понятий. — Проблема изменчивости. — Интеллектуальная инициатива. — Наука как совокупность интеллектуальных дисциплин и как профессиональный институт. — «Научная элита» — носитель научной рациональности.

Тема 31. Историко-эволюционистское направление. Томас Кун

Наука — это деятельность научных сообществ. — Понятие научного сообщества. — «Нормальная наука» и научная революция. — Парадигма и ее структура. — Дисциплинарная матрица. — Характеристики добротной теории. — Прогресс «нормальной науки». — Симптомы научной революции. — Научные школы, научные коллективы и эпистемические сообщества.

Тема 32. Логико-нормативная модель роста знания в научно-исследовательской программе Имре Лакатоса

Идея конкуренции научно-исследовательских программ. — Структура исследовательской программы. — Правила положительной и отрицательной эвристики. — Две стадии исследовательской программы: прогрессивная и вырожденческая. — Отличие евклидовой, эмпиристской и индуктивистской программ.

Тема 33. Плюрализм в эпистемологии Пола Фейерабенда

Что есть наука по Фейерабенду. — Идея теоретического реализма. Принцип пролиферации (размножения теорий). — От плюрализма теорий к плюрализму традиций. — «Против методологического принуждения. Очерк анархической эпистемологии» — знаменитый памятник релятивизму. — Чем реально ограничен ученый?— «Anything goes» — допустимо все.

Тема 34. Тематический анализ науки. Концепция Джеральда Холтона

Независимость тематической структуры научной деятельности. — «Древность» большинства тем в науке. — Понятие тематической оппозиции. — Новые теории и новые темы. — Эффективность применения «тематического анализа».

Тема 35. Комплексная оценка современной философии науки. Понятие синергетики и эвристики

Многообразие концепций современной эпистемологии. — Семантическая модель научной теории. — Тезис онтологической относительности. — Осмысление синергетики: самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. — Прообраз синергетики в «Тектологии» А. Богданова. — Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности. — Эвристика — сюрпризная сфера поиска. — Междисциплинарность эвристики. — Модели эвристической деятельности. — Эвристические постулаты. — Методы эвристики.

 

Раздел 6. Из фондов отечественной философии науки

Тема 36. Формирование отечественной научной школы

Первоначальный образ философии науки. — Первые учителя. — Роль книжной мудрости.— Н.И.Лобачевский и обоснование неевклидовой геометрии. — Психофизика и физиология. — Выдающиеся имена отечественной философии науки. — Идея опережающего отражения. — Теория неосозначаемой психической установки. —Деформации института науки. — Тезис о классовой борьбе в науке. — «Критический пересмотр основ генетики» и противодействие «вражеским проискам и элементам».

Тема 37. Русский космизм. Концепции К. Циолковского и А. Чижевского

Характеристика русского космизма. — «Калужский мечтатель» и «новый гражданин Вселенной». — Атомарная антропология К. Циолковского. — Идея атомарного бессмертия. — «Космическая этика». — Циолковский о проблеме генезиса науки. — А. Чижевский — основатель космобиологии.

Тема 38. Ноосферные идеи В. Вернадского

Биосфера как пленка жизни. — Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии. — Природа ноосферы. — О значении нового вида энергии. — Границы ноосферы. —Два сценария развития ноосферных процессов. — Потребность «экологического императива».

Тема 39. Пассионарность и коэволюция — актуальные проблемы философии науки XXI века

П. Гумилев о влиянии географической среды на формирование поведения человека. «Секретное знание». — Понятие этносферы. - Пассионарность — особый вид энергии. — Пассионарии и субпассионарии. — Космический источник феномена пассионарности. — Коэволюция в эпоху ноосферы. — Реальная основа принципа коэволюции.

Тема 40. Виртуалистика и феномен клонирования в контексте новой парадигмы

Целеполагание и цели моделирования виртуальной реальности. — Дихотомия власти образа и конкретной вещи. — Атрибутика виртуальной реальности. — Полисемантичность виртуальной реальности. — «Бестелесая предметность» виртуалистики. — Проблема «homo virtualis». — Типологизация виртуальной реальности. — Технология клонирования. — Целесообразен ли запрет тонирования в народном хозяйстве? — Многоаспектность феномена клонирования.

 

Заключение. Мировоззренческие итоги науки XX века

 

Рекомендуемая литература

 

 

 
 

На главную / К списку книг

 
Hosted by uCoz