Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ : Флинта, 2005. - 464 с.

 

 

 

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания — фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания — принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследовательские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания. Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.

Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается «Хрестоматия по философии и методологии науки».

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

Часть I. Философия познания

 

Глава 1. Современная философия познания: основные категории и принципы

§ 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания

Особенности современной эпистемологии. — Парадоксы и противоречия отечественной теории познания. — Плюрализм когнитивных практик. — Новое отношение к проблеме знания. — Идеи герменевтики и современная эпистемология.

 

§ 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликость и многоуровневость. Субъект и объект научно- познавательной деятельности

Категории субъекта и объекта, изменение их значений. — От гносеологического субъекта к целостному человеку познающему. — Пути преодоления традиционного понимания оппозиции «субъект-объект». — Принцип доверия субъекту. — Субъект и объект в научном познании.

 

§ 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание

Единство образных и знаковых компонентов в чувственном познании. — Восприятие как выдвижение гипотезы и придание смыслов сенсорным данным. — Особая роль зрительного восприятия и визуального мышления в европейской культуре. — Абстрактное (логическое) познание. Соотношение категорий «рассудочное» и «разумное».

 

Глава 2. Динамика рационального и иррационального в познавательной деятельности

§ 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание

Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества. — Знание в его соотношении с реальностью, сознанием, типами деятельности. — Знание и вера.

 

§ 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании

Новые представления о научной рациональности. — Рациональное и иррациональное в научном познании. — Интуиция как вид иррационального в науке.

 

Глава 3. Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании

§ 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании

Отражение зеркальная метафора, репрезентация. — Репрезентация как познавательная операция в научном познании. — Критика теории познания как «теории репрезентации».

 

§ 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания

Герменевтика как теория интерпретации. — Интерпретация как базовая операция гуманитарного знания. — Интерпретация и ценности в социальном познании. М. Вебер. — Интерпретация в учениях о культуре. — Интерпретация как общий метод естественных наук.

 

§ 3. Конвенция (соглашение) — универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании

Социальная природа конвенций. — Логико-методологические смыслы конвенций. — Конвенции в социально-гуманитарном знании.

 

Глава 4. Проблема надежности знания. Современное понимание познаваемости мира

§ 1. Скептицизм и познаваемость мира

Главные идеи скептиков. — Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости.

 

§ 2. Эпистемологический релятивизм — неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности

Эпистемологический релятивизм в истории философии познания. — Проблема релятивизма в современной эпистемологии.

 

§ 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки

Основные концепции истины в эпистемологии. — Истина: две формы соответствия. — Истина в гуманитарном знании.

 

Часть II. Философия науки: социологические и методологические аспекты

 

Глава 5. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры

§ 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки

Смена парадигм в методологии и философии науки. — Социокультурная обусловленность познания. — Социальность и предпосылочное знание. — Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности.

 

§ 2 Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания

Категория ценности в философии науки. — Познавательные ценности и «феномен Ньютона». — Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.

 

Глава 6. Революционные изменения в научном знании и познавательной деятельности

§ 1. Движущие факторы и модели развития науки

Что является движущими факторами развития науки? — Развивается ли наука как постепенное накопление неопровержимых истин или модель развития науки должна быть существенно иной? — Как сочетаются эволюция и революция в истории науки?

 

§ 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках

Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки. — Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании.

 

Часть III. Методология научного исследования

 

Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки

§ 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания

Понятие методологии и ее уровней. — Специфика научной деятельности. — Природа и функции метода научного познания. — Специфика научного знания. — Научное и вненаучное знание.

 

§ 2. Язык как средство построения и развития науки

Культурно-историческая природа языка. — Почему необходим специализированный научный язык? — Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук. — Некоторые особенности языка гуманитарных наук.

 

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания

§ 1. Проблема как форма научного познания

Предыстория понимания проблемы. — В чем особенности проблемной ситуации? Проблема как структурная единица научного знания. — Понимание К. Поппером места и роли проблемы. — Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций. — Особенности постановки проблем в гуманитарном знании. — Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры.

 

§ 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня

Эмпирический и теоретический уровни. — Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта. — Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний.

 

Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня

§ 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания

Методы построения и исследования идеализированного объекта. — Методы построения и оправдания теоретического знания.

 

§ 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания

Становление понятия предпосылочного знания в истории и философии науки. — Структура и основные формы предпосылочного знания.

 

Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания

§ 1. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании

Научная картина мира. — Картина мира в гуманитарном познании. — Стиль научного мышления.

§ 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании

Парадигма как базовое понятие методологии и философии науки. — Научно-исследовательская программа, ее структура и функции.

 

Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика

§ 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия

Эпистемология и когнитивная наука. — Эпистемологические смыслы теории фреймов. — Смысловая связь — основной конструктивный элемент знаний. — Компьютер и формирование нового типа мышления и познавательной деятельности.

 

§ 2. Системность и синергетика — новые парадигмы методологии науки

Системный подход в современной методологии науки. — Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.

 

Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности

§ 1. Особенности социально-гуманитарного познания

Гуманитарное знание как проблема. — Сходство и различие естествознания и обществознания. — Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания. — Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.

 

§ 2. Философия как тип знания. Методы философствования

Методы философии. — Интерпретация как метод философствования.

 

Словарь

 

Кто есть кто

 

Литература по философии науки и методологии (на английском языке)

 

 

 

 

На главную / К списку книг

 

Hosted by uCoz